• English
  • ქართული
  • Українська
Donate Now
No Result
View All Result
Independence Avenue Media
  • ГЛАВНОЕ
  • США
  • ИНТЕРВЬЮ
  • ДИАСПОРА
  • ДЕТАЛИ
  • ВИДЕО
Independence Avenue Media
  • ГЛАВНОЕ
  • США
  • ИНТЕРВЬЮ
  • ДИАСПОРА
  • ДЕТАЛИ
  • ВИДЕО
No Result
View All Result
Independence Avenue Media
Home В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Договора СНВ-III больше нет. Бывший куратор ядерной политики США говорит: так даже и лучше

Бывший высокопоставленный чиновник Пентагона утверждает, что истечение срока действия единственного оставшегося двустороннего договора о контроле над ядерным оружием между США и Россией не приведет к новой гонке вооружений, а позволит Соединенным Штатам модернизировать свои ядерные силы, чтобы одновременно создать надежную систему ядерного сдерживания против России и Китая.

Кирилл Сухоцкийby Кирилл Сухоцкий
13 февраля, 2026
US NUCLEAR POWER
A A
Summarize with ChatGPTShare on X

5 февраля, почти через 16 лет после того, как тогдашние президенты США и России Барак Обама и Дмитрий Медведев встретились за золоченым столом в Пражском Граде и подписали «историческое» соглашение о контроле над ядерным оружием, договор СНВ-III  незаметно истек.

Это был последний оставшийся двусторонний договор о ядерном разоружении между Вашингтоном и Москвой. Но Франклин Миллер, бывший высокопоставленный чиновник Пентагона, на протяжении 15 лет курировавший ядерную политику США и бывший четыре года специальным помощником президента Джорджа Буша-младшего, отвергает опасения по поводу надвигающейся новой гонки вооружений. «Договор СНВ-III был договором, необходимым в свое время, но это время прошло», — говорит он в интервью Independence Avenue Media.

Кремль, который успел с тех пор модернизировать свой ядерный арсенал, хотел бы привязать Вашингтон к предыдущим ограничениям, зафиксированным в СНВ-III. Но Миллер говорит, что США также необходимо модернизировать свои ядерные силы, чтобы сформировать систему одновременного сдерживание против России и Китая.

Россия, которая, по оценкам, потратила 5% своего ВВП на войну на Украине в прошлом году, вероятно, не сможет выделить серьезные средства на новые ядерные боеголовки, что даст США возможность модернизировать свой арсенал, прежде чем заключать новый договор на более выгодных условиях, говорит Миллер. «Но идея о том, что небо упало на землю, потому что срок действия договора истек, просто неверна», — говорит он IAM.

Это интервью, записанное 10 февраля, было отредактировано и сокращено для большей ясности.

Кирилл Сухоцкий, Independence Avenue Media: Президент США Дональд Трамп отклонил предложение Владимира Путина о продлении договора СНВ-III на один год. Вместо этого администрация США хочет заключить совершенно новое соглашение, и мы слышим, что между американскими и российскими официальными лицами ведутся переговоры. Что вы думаете о таком подходе?

Франклин Миллер, бывший высокопоставленный чиновник Пентагона и специальный помощник президента США: Что ж, я думаю, президент был совершенно прав, позволив договору истечь. Этот Договор был создан для другого времени и места. Он был заключен в 2010-2011 годах, и мир сейчас совсем другой. Россия тогда не представляла военной угрозы для Соединенных Штатов. Сейчас она такую угрозу представляет. Китай тогда не был растущей военной державой в Тихом океане. Сейчас это так.

Таким образом, требования и подходы США к ядерному сдерживанию изменились. Нам необходимо иметь возможность одновременно сдерживать и Россию, и Китай. Договор устанавливает количество боеголовок, которое несколько ниже тех уровней, которые нам необходимы для одновременного сдерживания России и Китая. Поэтому, несомненно, Путин был бы рад, чтобы мы оставались с тем количеством боеголовок что и сейчас – в то время как нам нужно несколько его повысить.

Есть и другие проблемы с этим договором. Он был подписан, как я уже сказал, в 2010 году и ратифицирован в 2011-м. Путин поручил своей армии и военно-воздушным силам создать целый ряд видов оружия, которые не подпадают под действие этого договора. Таким образом, в то время как США были ограничены этим соглашением, Путин позволил своей армии создать оружие, никакими договорами не ограниченное. И снова Соединенные Штаты оказались в невыгодном положении.

Путин прекратил инспекции и проверки, предусмотренные договором, в 2022 году. Он просит нас доверять ему, что он остается на том же уровне 2010-2011 годов, без каких-либо проверок. Конечно, это человек, который уже нарушил восемь договоров с Соединенными Штатами о контроле над вооружениями.

И наконец, если задуматься, это соглашение не касается региональных ядерных вооружений. Оно не касается российских ядерных вооружений малой и средней дальности, угрожающих нашим союзникам в Европе и Азии, которых у России очень много — несколько тысяч, а у Соединенных Штатов — гораздо меньше, может быть, 10% от этого количества. 

Конечно, в конце первого срока Трамп пытался инициировать трёхсторонние переговоры с Китаем, Россией и Соединёнными Штатами. Это ни к чему не привело. Он также пытался наладить диалог с Российской Федерацией относительно ядерных вооружений малой и средней дальности – и тоже безрезультатно.

Поэтому пора вернуться назад  и спросить у них, серьёзно ли они вообще относятся к контролю над вооружениями – и если да, то тогда мы должны охватить все диапазоны ядерного оружия. Нам нужны новые протоколы инспекций, и каким-то образом мы должны учитывать не только Россию, но и Китай.

IAM: Итак, как вы и сказали, президент Трамп заявил, что хочет заменить Договор СНВ-III, который был двусторонним соглашением, новым трехсторонним договором, в который теперь должен быть включен Китай. Считаете ли вы, что здесь может возникнуть опасность, когда Китай и Россия будут сотрудничать друг с другом, объединив свои ядерные силы против Соединенных Штатов?

Миллер: Это интересный вопрос. Думаю, во-первых, мы должны признать, что это в будущем может оказаться трёхсторонний договор, или же могут быть два параллельных двусторонних договора. Мы просто пока не знаем этого. Это первое. Во-вторых, всё, что делает Китай, никак не связано с СНВ-III.

Китайцы очень скрытны. Они намеренно непрозрачны. Они никогда не объявляли о целях своей программы или о её масштабах. Поэтому нам остаётся только гадать. Но что бы это ни было, Си Цзиньпин руководит всем этим. И, похоже, это происходит без какой-либо связи с тем, что делают между собой США или Россия. Это, собственно, первый момент.

Второй момент, я думаю, заключается в том, что примерно с 2011 года, как раз когда договор был ратифицирован, президент Путин начал масштабную модернизацию стратегических ядерных сил России — и за последние два года он неоднократно хвастался тем, что модернизировал 95% российских ядерных сил.

Так что он все для себя сделал. Он инвестировал в свои ядерные силы. Ему больше ничего не нужно. И действительно, из-за огромных затрат на войну в Украине и ущерба от  некоторых санкций против России, его экономика в любом случае не в состоянии поддерживать значительное дальнейшее расширение российских стратегических ядерных сил.

Так что да, Москва может начать жаловаться и, возможно, даже увеличит количество боеголовок на некоторых ракетах. Но я не думаю, что существует большой риск того, что Россия начнет «гонку вооружений», потому что такая гонка предполагает, что они будут наращивать боеголовки – а они не будут, они только что полностью модернизировали свои силы за 15 лет. Теперь дело за Соединенными Штатами.

IAM: То есть вы говорите, что, несмотря на опасения некоторых экспертов, что мы можем оказаться на пороге новой гонки вооружений и что не будет никаких ограничений и каждый сможет наращивать боеголовки как хочет – вы считаете, что этого не произойдет?

Миллер: Да, я считаю, что этого не произойдет. Россия уже потратила огромные деньги на модернизацию своих вооруженных сил, чтобы достичь того уровня, который, по их мнению, им необходим. Поэтому у них нет никаких причин добавлять еще больше боеголовок, кроме как попытаться запугать Запад или угрожать ему. Это они могут сделать. Они могут поставить еще несколько боеголовок. Но это не приведет к гонке вооружений.

Для США это проблема совершенно другого плана. Те вооруженные силы, которые у нас есть сегодня, — это продукт администрации Рональда Рейгана. Эти силы стареют, они приближаются к концу своего расчетного срока службы.

В 2011 году Конгресс вынудил президента Барака Обаму согласиться на модернизацию ядерных сил США. За 15 лет, в течение которых Россия модернизировала и наращивала свои ядерные силы, Соединенные Штаты не добавили ни одной новой системы ядерного оружия в свой арсенал. Первая новая стратегическая подводная лодка класса «Колумбия» будет спущена на воду примерно в 2030-2031 годах. Новые бомбардировщики B-21 не будут введены в эксплуатацию до конца 2020-х годов. Новая межконтинентальная баллистическая ракета Sentinel, вероятно, не будет развернута до начала 2030-х годов.

Так что же должны сделать США? Соединенные Штаты должны поставить больше боеголовок на некоторые из своих существующих ракет, чтобы иметь возможность одновременно сдерживать Россию и Китай. Это не очень большое количество боеголовок, может быть, пара сотен, — но это означает, что нам нужно взять боеголовки, находящиеся на хранении, и установить их на наши существующие подводные ракеты и некоторые наземные установки. Москва будет возражать, потому что они не хотят, чтобы мы могли одновременно сдерживать Россию и Китай.

Они будут угрожать гонкой вооружений, на что многие американские специалисты по контролю за вооружениями скажут: «Боже мой, это проблема, никаких ограничений». Но за этой угрозой мало что стоит. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что решение президента выйти из Договора СНВ-III и начать программу увеличения американских ядерных боеголовок до тех пор, пока мы не удовлетворим наши потребности, — это правильное решение. 

Я думаю, что новый договор был бы полезен. Я думаю, он помог бы успокоить опасения во всем мире относительно того, куда движутся отношения между США и Россией или между США и Китаем. Но такой договор – это не то, что, на мой взгляд, абсолютно критически важно для национальной безопасности США. Так что мы можем этого достичь со временем. Мы этого достигнем.

Но идея о том, что небо упало на землю, потому что срок действия договора истек, просто неверна. Это была тактика запугивания, использованная американским сообществом по контролю над вооружениями и такими людьми, как [министр иностранных дел России Сергей] Лавров и [бывший президент России Дмитрий] Медведев, которые пытались шантажировать Соединенные Штаты, чтобы мы сказали: нет, мы останемся в рамках ограничений, установленных Договором СНВ-III, даже несмотря на истечение срока действия договора. Похоже, это не сработало.

IAM: Очевидно, что новый договор займёт какое-то время. Переговоры о всех предыдущих соглашениях о ядерном разоружении между Вашингтоном и Москвой длились годами, потому что нужно было обсудить все положения об инспекциях, проверках и так далее. Поэтому заключение нового договора также может занять несколько лет. Но вы хотите сказать, что это не является проблемой?

Миллер: Именно так. И, кажется, вы уже говорили об этом раньше: лучше никакого договора, чем плохой договор. Нам потребовалось много времени, чтобы договориться с Советским Союзом об избавлении от целого класса ракет, но в итоге мы добились своего – мы ликвидировали крылатые ракеты наземного базирования, «Першинг II», SS-20. Так что это стоило того.

Договор СНВ и СНВ-II потребовали некоторого времени. Но опять же, это были очень хорошие договоры с очень хорошими протоколами инспекций и проверки. Поэтому сейчас нам снова нужно будет время на создание нового договора. Но мы просто должны всё сделать правильно.

IAM: Как вы думаете, будет ли Кремль заинтересован в том, чтобы подписать такой новый договор со всеми теми новыми положениями, которые Соединенные Штаты хотят в него включить?

Миллер: Начальная позиция Кремля будет такой: «Нет, мы ничего этого не хотим, вам просто нужно вернуться к договору СНВ-III, он нас устраивает». Так все обычно с ними и происходит. Если бы вы, как и я, участвовали в переговорах сначала с Советским Союзом, а потом и с Россией по контролю над вооружениями, то первый ответ России вам бы всегда был таким: «Нет, предлагайте только те условия, что нам самим выгодны».

Но когда Москва увидит, как США вводят в строй новые системы ядерного оружия в конце 2020-х и начале 2030-х годов, у Москвы появится очень сильный стимул к заключению нового договора. И только тогда они отнесутся к этому серьезно. Сейчас, поскольку до ввода в строй всех этих новых систем, о которых мы говорим, осталось пять лет, Москва не особенно заинтересована в соглашении по контролю над вооружениями. Они предпочли бы, чтобы мы просто свернули наши программы по модернизации, когда Путин у себя уже завершил модернизацию своих вооруженных сил. И я думаю, что президенту США будет разумно отклонить такое предложение.

IAM: Россия стала все чаще говорить о ядерном оружии. Москва неоднократно заявляла, что может применить ядерное оружие в ответ на агрессию НАТО, даже если она будет с использованием неядерного вооружения. Как вы знаете, российская пропаганда уже несколько лет утверждает, что война в Украине на самом деле является ответом на такую агрессию НАТО. Есть ли у вас опасения, что красная черта в отношении применения ядерного оружия может несколько размываться?

Миллер: И да, и нет. Во-первых, я отвергаю любые предположения о том, что НАТО, в состав которого входят 32 страны, собирается совершить какую-либо агрессию против России. Это просто невозможно. Тридцать две страны не могут объединиться, чтобы развязать против России войну. Невозможно. Во-вторых, я считаю, что российская политика давно направлена ​​просто на запугивание Запада, а также наших азиатских и европейских союзников, шантажом с угрозой применения ядерного оружия.

Это все легко говорить, но если вы сидите в Кремле и знаете, что если вы примените ядерное оружие, то это приведет к ядерной войне и вы не знаете, чем эта война закончится, — но вы знаете, что пострадает российская земля, что против России будет применено ядерное оружие, — это все очень серьезно.

Угрожать на словах легко, но выполнить эту угрозу и рисковать уничтожением своей собственной страны — это совсем другое дело. Я думаю, что всем на Западе нужно просто серьезно понять: Путин не хочет ядерной войны. Путин хочет, чтобы мы просто подчинились его требованиям, но Путин не идиот. Он не хочет рисковать тем, чтобы против России могло быть применено ядерное оружие.

Tags: Внешняя политика СШАОтношения России и СШАЯдерное оружие
Кирилл Сухоцкий

Кирилл Сухоцкий

Кирилл Сухоцкий - главный редактор по России Independence Avenue Media, курирующий освещение внешней политики США для русскоязычной аудитории. Ранее он работал на “Голосе Америки” в Вашингтоне и “Радио Свободная Европа/Радио Свобода” в Праге. В Москве он возглавлял телевизионную службу агентства “Рейтер” в России, а свою международную карьеру он начал на Би-Би-Си, где освещал события в России из Москвы и Лондона.

logo-dark

Наша задача - помогать разбираться в сложном контексте, рассказывая об американской политике и общественной жизни на основе фактов

Навигация по сайту

  • Главное
  • О нас
  • Контакты
Donate Now

© 2025 Independence Avenue Media

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In

Add New Playlist

No Result
View All Result
  • Русский
    • English
    • ქართული
    • Українська
    • Русский
  • ГЛАВНОЕ
  • США
  • ИНТЕРВЬЮ
  • ДИАСПОРА
  • ДЕТАЛИ
  • ВИДЕО

© 2025 Independence Avenue Media